ГлавнаяСтатьи → У некоторых организаций, находящихся в удаленной местности, есть обязанность применять онлайн-кассы

 

У некоторых организаций, находящихся в удаленной местности, есть обязанность применять онлайн-кассы

Организация находится в сельском населенном пункте в Республике Мордовия. Основным видом деятельности организации является продажа санаторно-курортных и гостиничных услуг. В настоящее время организация при наличных расчетах применяет ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ), поскольку местность является отдаленной от сетей связи, критерий – численность населения не превышает 10 тысяч человек. В ближайшее время организация планирует осуществлять продажу услуг и осуществлять бронирование в виде предоплаты в сети Интернет через модуль онлайн-бронирования посредством заключения договора с платежной системой (Яндекс.Деньги).
Необходимо ли согласно п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ приобретать дополнительное оборудование для предоставления покупателю кассового чека на электронную почту или абонентский номер при использовании расчетов электронных средств платежа, или же данный вид оплаты считается оплатой средств с расчетного счета на расчетный счет и не требует кассового чека?

 

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

Под ККТ для целей Закона № 54-ФЗ понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). При этом в случае, указанном в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.04.2001 № 159 “О Перечне отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Мордовия, в которых предприятиям и организациям, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин” утвержден перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в которых разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

Пунктом 1 приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей” установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей названного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

Из п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ следует, что пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, если в соответствии с обозначенным выше критерием (численность населения не должна превышать 10 тысяч человек) соответствующие местности включены в перечень местностей, удаленных от сетей связи, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.

Согласно информации ФНС России от 09.01.2017 определены критерии территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России. В связи с определением критерия отнесения территорий к местностям, отдалённым от сетей связи, региональные органы исполнительной власти могут утвердить перечень территорий, где пользователи смогут применять ККТ в автономном режиме – без обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и онлайн-передачи данных в налоговую. Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ и публиковаться на сайтах местных администраций.

Таким образом, перечень местностей, удаленных от сетей связи, утверждается органом государственной власти субъекта РФ в целях п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. На территории Республики Мордовия данный перечень утвержден приказом Министерства информатизации и связи Республики Мордовия от 31.01.2017 № 8 “Об утверждении перечня местностей на территории Республики Мордовия, удаленных от сетей связи”, вступившим в силу со дня его официального опубликования и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.02.2017.

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации организация находится на территории местности, включенной в указанный перечень, то она вправе при осуществлении наличных расчетов применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также вправе выдавать покупателю (клиенту) кассовый чек на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме (п. 2 ст. 1.2, п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также – расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Представители налоговых органов разъясняют, что Закон № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ позволяет решить проблему, связанную с выдачей бумажного чека при оплате платежной картой через сеть Интернет: новое регулирование освобождает продавца от обязанности в момент расчета напечатать и выдать покупателю кассовый чек – кассовый чек можно направлять покупателю в электронном виде без его печати (смотрите следующий материал: Вопрос: Решит ли новый закон проблему невозможности выдачи чека при расчетах в сети Интернет? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)).

Отметим, что самостоятельного определения понятия электронные средства платежа в Законе № 54-ФЗ нет. С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161) электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона № 161). В соответствии с п. 18 ст. 3 Закона № 161-ФЗ электронные денежные средства – это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Обращаем внимание, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). При этом положения п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления. Вместе с тем налоговые органы возможность применения данной нормы связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)). Со ссылкой на п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в письме ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@ разъяснено, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.

При осуществлении расчетов в сети Интернет через электронные платежные системы (в том числе Яндекс.Деньги) денежные средства поступают на расчетный счет организации, но в данном случае расчеты осуществляются с использованием электронных средств платежа, которые в целях применения Закона № 54-ФЗ приравнены к наличным расчетам, и такой платеж осуществляется (предъявляется) в рамках расчета покупателя (клиента) по совершаемой покупателем (клиентом) в Интернете покупке. Кроме того, в рассматриваемой ситуации расчеты в сети Интернет могут осуществляться и с физическими лицами – покупателями услуг. Следовательно, по нашему мнению, положения п. 9 ст. 2Закона № 54-ФЗ к данной ситуации не применяются.

На основании изложенного считаем, что расчеты, осуществляемые за реализуемые услуги в сети Интернет через электронную платежную систему (Яндекс.Деньги), относимые к электронным средствам платежа, в целях применения Закона № 54-ФЗ приравниваются к наличным расчетам. В связи с чем организация, реализующая свои услуги в Интернете с использованием электронных средств платежа, в силу п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ обязана обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов (при этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается).

Отметим, что приведенная норма п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ не содержит исключений для организаций, применяющих положения п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Полагаем, что данное исключение не установлено в силу того, что местонахождение организации в отдаленных от сетей связи местностях не предполагает осуществление расчетов посредством сети Интернет. Кроме того, при осуществлении расчетов через Интернет выдать кассовый чек на бумажном носителе в момент получения денежных средств в соответствии со вторым абзацем п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ не представляется возможным, соответственно, организация должна выдать электронный чек в силу п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

Как следует из вопроса, организация планирует осуществлять продажу услуг и осуществлять бронирование в виде предоплаты в сети Интернет через модуль онлайн-бронирования посредством заключения договора с платежной системой. Получается, что при наличии такой возможности (доступ к сети Интернет) нормы п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ и п. 7 ст. 2Закона № 54-ФЗ, по сути, вступают в противоречие.

В то же время мы полагаем, что организация, которая на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ до 01.07.2017 применяет ККТ, зарегистрированную в налоговых органах до 01.02.2017, в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, не обязана до 01.07.2017 обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) (обязанность возникает с 01.07.2017).

Вместе с тем отметим, что осуществление контроля за применением организациями ККТ возложено на налоговые органы ст. 7 Закона № 54-ФЗ, ст. 7 Закона от 21.03.1991 № 943-I “О налоговых органах РФ”, пунктом 5.1.6 положения о ФНС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе”. В связи с чем организации в рассматриваемой ситуации целесообразно обратиться за соответствующими разъяснениями о порядке применения положений Закона № 54-ФЗ в налоговые органы с тем, чтобы до начала предполагаемой нами обязанности по использованию ККТ, предназначенной для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети Интернет, которая появится с 01.07.2017, она могла получить соответствующие разъяснения.

К сведению:
В рамках возможных видов ККТ, которые могут применяться, положения Закона № 54-ФЗ выделяют такой вид ККТ, которая может быть предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети Интернет (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 4.2, п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ). Требования, предъявляемые к ККТ, которая используется для расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет, являются требованиями, установленными Законом № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ, такие требования не были предусмотрены до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ. Следует отметить, что в понимании Закона № 54-ФЗ любая применяемая пользователем ККТ должна обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ), за исключением случая, когда такая обязанность не возникает на основании п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Минфин России разъясняет, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. По вопросам технической реализации указанных расчетов целесообразно обратиться в ФНС России (письмо Минфина России от 01.03.2017 № 03-01-15/11618).
Кроме того, обращаем внимание, что разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ “Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию”, предусматривающий соответствующие признаки способа расчета, применение которых осуществляется при авансе, предоплате (письма Минфина России от 16.03.2017 № 03-01-15/15261, от 17.03.2017 № 03-01-15/15607, от 01.03.2017 № 03-01-15/11622). При этом финансовое ведомство отмечает, что на официальном сайте ФНС России будут размещены методические рекомендации по использованию данного приказа.

 

Ответ подготовил: Алексеева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка