ГлавнаяСтатьи → Расчеты с покупателями при переходе бюджетного учреждения на онлайн-кассу

 

Расчеты с покупателями при переходе бюджетного учреждения на онлайн-кассу

Бюджетное учреждение через свой киоск осуществляет выставки-продажи различных поделок. С гражданами заключается договор комиссии. Доход гражданам перечисляется на их расчетный счет. Граждане сдают поделки, и 20% учреждение берет себе. В настоящее время учреждение переходит на онлайн-кассу. Как следует отражать операции в бюджетном учете?

 

Бюджетные учреждения осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Положениями названных нормативных правовых актов не урегулирован вопрос отражения в бухгалтерском учете операций при реализации бюджетным учреждением полученного имущества по договору комиссии. Поэтому конкретные бухгалтерские записи должны быть определены и согласованы в порядке п. 4 Инструкции № 174н. Определение бухгалтерских записей должно осуществляться, исходя из экономического смысла рассматриваемой хозяйственной ситуации.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение (п. 1 ст. 991 ГК РФ).

Доходы, получаемые бюджетными учреждениями, отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 205 30 “Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг” по виду финансового обеспечения “2” (п.п. 197, 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н). При этом доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению имущества организации. Следовательно, в качестве дохода на счете 205 30 в учете бюджетного учреждения отражается только комиссионное вознаграждение.

Исходя из названных положений ГК РФ бюджетное учреждение должно перечислить средства, полученные от покупателей, комитенту (за вычетом вознаграждения).

Для отражения расчетов с покупателями при реализации имущества, переданного по договору комиссии, может быть использован счет 210 05 “Расчеты с прочими дебиторами”, так как согласно п. 235 Инструкции № 157н на счете 210 05 учитываются расчеты с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета.

В свою очередь, для расчетов с гражданами может быть использован счет 304 06 “Расчеты с прочими кредиторами”, как счет, используемый для расчетов с кредиторами, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета (п. 281 Инструкции № 157н).

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Следовательно, учитывать поделки на балансовых счетах бюджетное учреждение не может (п. 22 Инструкции № 157н). В целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью и движением имущества, полученного от комитента, оно может учитываться в бюджетном учреждении на забалансовом счете 02 “Материальные ценности, принятые на хранение” (п. 335 Инструкции № 157н).

Так как положениями Инструкции № 157н прямо не предусмотрено использование забалансового счета 02 для учета имущества, полученного по договору комиссии, возможность его применения бюджетным учреждением (как комиссионером) следует закрепить в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н и п. 4 Инструкции № 174н).

На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете с применением следующих записей:
1. Увеличение забалансового счета 02 – отражено поступление поделок в бюджетное учреждение по договору комиссии;

2. Уменьшение забалансового счета 02 – отражена продажа поделок;
3. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 210 05 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (130 КВД, 130 КОСГУ), открытого к счету 201 34 – отражено поступление денежных средств в кассу учреждения в результате продажи поделок;

4. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (510 КВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 210 03, увеличением забалансового счета 18 (610 КВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 201 34 – отражено выбытие денежных средств из кассы для последующего зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения;

5. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660,
с одновременным увеличением забалансового счета 17 (510 КВИ, 510 КОСГУ), открытого к счету 201 11, увеличением забалансового счета 18 (610 КВИ, 610 КОСГУ), открытого к счету 210 03 – отражено поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения;

6. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 304 06 730 – отражена задолженность перед гражданами в части реализованных поделок;

7. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610,
с одновременным уменьшением забалансового счета 17 (130 КДВ, 130 КОСГУ), открытого к счету 201 11 – отражено перечисление денежных средств гражданам за реализованные поделки;

8. Дебет 2 205 30 560 Кредит 2 401 10 130 – отражено начисление дохода бюджетного учреждения в части полученного вознаграждения;

9. Дебет 2 210 05 560 Кредит 2 205 30 660 – отражено поступление дохода бюджетного учреждения в части полученного вознаграждения;

10. Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 04 730 – отражено начисление НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Ответ подготовил: Киреева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка