ГлавнаяСтатьи → Когда учреждение вправе не применять онлайн-кассу до 1 июля 2018 года

 

Когда учреждение вправе не применять онлайн-кассу до 1 июля 2018 года

В учреждении функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности переданы в централизованную бухгалтерию. Все расчеты учреждением осуществляются безналичным путем. Учреждение оказывает услугу (ксерокопирование) физическим лицам за наличный расчет. Каким образом осуществить прием наличных денежных средств в учреждении, если онлайн-касса отсутствует? Обязательно ли применение онлайн-кассы в учреждении с 01.07.2017?

 

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 № 02-08-05/1949, от 18.02.2016 № 02-07-05/9219). Следовательно, все операции с наличными денежными средствами должны осуществляться непосредственно в учреждении, передавшем полномочия по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии.

Учреждения осуществляют наличные расчеты через кассу, руководствуясь порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции № 157н, и приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

Таким образом, если в учреждении осуществляется предоставление услуг ксерокопирования физическим лицам, за которые они рассчитываются наличными денежными средствами, то обязательно должен быть обеспечен порядок соблюдения кассовой дисциплины: определены место для проведения кассовых операций, кассир (п. 2, пп. 4.2 п. 4 Указания № 3210-У), должны оформляться кассовые (пп. 4.1 п. 4 Указания № 3210-У) и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций.

При этом в соответствии с п. 4 Указания № 3210-У кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица из числа своих работников. Кассиру устанавливаются соответствующие должностные права и обязанности, с которыми он должен ознакомиться под роспись.

Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по Приходным кассовым ордерам (ф. 0310001) и бланкам строгой отчетности (далее – БСО), утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) (п. 167 Инструкции № 157н).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории Российской Федерации всеми организациями, в том числе и учреждениями госсектора при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 54-ФЗ. При этом клиенту выдается кассовый чек или БСО. Неисполнение данного требования предусматривает ответственность учреждения в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (смотрите, например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2017 № 13АП-463/17).

Таким образом, если учреждение оказывает платные услуги населению, уполномоченный на принятие наличных денежных средств сотрудник обязан выдать клиенту кассовый чек (при наличии ККТ) или БСО (без применения ККТ). В частности, при неприменении в учреждении ККТ может использоваться бланк Квитанции (ф. 0504510) (смотрите Методические указания – Приложение № 5 к Приказу № 52н).

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий) (п. 167 Инструкции № 157н). Дальнейшая организация движения денежных средств, например выдача из кассы под отчет, сдача наличных денежных средств на лицевой счет учреждения при превышении лимита хранения наличности в кассе учреждения (п. 2 Указания № 3210-У), будет зависеть от конкретной ситуации. Так, выручка может сдаваться кассиром самостоятельно на лицевой счет учреждения, например, с использованием дебетовой карты. Или же бюджетное учреждение вправе заключить договор на осуществление инкассаторских услуг при условии, что инкассируемые суммы наличных денег будут внесены инкассаторами на счет № 40116 без зачисления на счета кредитных организаций, оказывающих инкассаторские услуги (письмо Минфина России от 16.12.2013 № 02-03-007/55345).

В любом случае сдача наличных денежных средств из кассы учреждения на лицевой счет должна осуществляться непосредственно самим учреждением удобным для него способом без привлечения централизованной бухгалтерии. В свою очередь, в централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственной ситуации в учете согласно правилам документооборота, установленным в порядке, предусмотренном договором (соглашением) (п. 9 Инструкции № 157н).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Закон № 54-ФЗ был внесен ряд изменений, предусматривающих поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде (онлайн-кассы). Также нововведением является возможность передачи покупателям чеков и БСО в электронной форме – на электронную почту или на мобильный телефон.

Закон № 290-ФЗ вступил в силу с 15 июля 2016 года, за исключением положений, для которых предусмотрен специальный порядок введения в действие в соответствии со ст. 7 Закона № 290-ФЗ.

А именно до 1 июля 2018 года организации, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Кроме того, в случае, если организации в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Отметим, что особенности применения ККТ обозначены в ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В частности, онлайн-кассы могут не применяться некоторыми организациями с учетом специфики их деятельности или особенностей их местонахождения при осуществлении видов деятельности и при оказании услуг, перечисленных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Услуги по ксерокопированию в данном перечне не поименованы.

Таким образом, до 1 июля 2018 года учреждение госсектора, оказывающее услуги ксерокопирования, при расчете с клиентами вправе использовать БСО без применения ККТ. С 1 июля 2018 года учреждение, одним из видов деятельности которого является оказание платных услуг по ксерокопированию, должно будет осуществлять расчеты с применением онлайн-касс.

 

Ответ подготовил: Киреева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка