ГлавнаяСтатьи → Закупка оборудования по 44-фз бюджетным учреждением

 

Закупка оборудования по 44-фз бюджетным учреждением

Бюджетное учреждение намерено выкупить оборудование, которым пользуется на правах аренды (сканер для сканирования больших карт, которые в настоящее время не производят). Собственник оборудования согласен продать сканер по цене 300 тыс. руб. Средства, которыми располагает учреждение, – только бюджетные.
В соответствии с каким законом учреждению необходимо осуществить закупку – Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”?

 

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч.ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ за счет любых средств, за исключением средств, перечисленных в ч. 2 указанной статьи, закупки за счет которых при соблюдении определенных условий могут осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Случаи, когда заключение заказчиками договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Договоры, направленные на приобретение указанного в вопросе имущества, в этот перечень не включены. Следовательно, если в рассматриваемой ситуации такое имущество планируется приобрести не за счет средств, перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, закупка может быть осуществлена исключительно в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагента). В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Большинство таких случаев предполагают наличие для такой закупки специальных оснований. И только нормы п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускают закупку у единственного контрагента по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (далее – СГОЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах. Так, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при определенных условиях возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. Пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, при соблюдении установленного данной нормой лимита. Однако воспользоваться п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вправе только категории заказчиков, обозначенные в указанной норме. Бюджетное учреждение в рассматриваемом случае к таковым не относится.

Иных оснований, которые бы позволяли заключить договор, направленный на приобретение указанного в вопросе имущества, без предварительного проведения конкурентных процедур (в том числе то обстоятельство, что соответствующее имущество может быть приобретено только у конкретного лица), ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусматривает. Поэтому при описанных обстоятельствах для определения продавца оборудования формально заказчик обязан использовать конкурентные способы. Заключение договора без использования таких способов является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Как уже отмечено, в силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (далее – Перечень), за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Актуальный Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, включает позицию “Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150) – класс “26” по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008) (далее – Классификатор), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Именно к этому классу отнесены сканеры (код 26.20.16.150 Классификатора). Поскольку указанный код не включен в приведенный выше перечень исключений, в рассматриваемой ситуации закупка должна быть осуществлена путем проведения не конкурса, а электронного аукциона либо иных конкурентных процедур, упомянутых в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ. Из таких процедур в рассматриваемой ситуации закупка может быть осуществлена только путем проведения запроса котировок (при условии соблюдения ограничений, установленных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 83 и ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ указанная в вопросе закупка может быть осуществлена также путем проведения запроса предложений. Это возможно, если электронный аукцион будет признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 69Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ (в связи с уклонением или отказом победителя аукциона от заключения контракта).

Наконец, если электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений будут признаны несостоявшимися по основаниям, указанным в ч.ч. 1, 2, 3, 3.1 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, закупка может быть осуществлена у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

 

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

 

Загрузка