ГлавнаяСтатьи → Кассовый чек онлайн-кассы медицинской организации

 

Уплата страховых взносов и электронные больничные — 2017

Изменилось ли в 2017 году законодательство по оплате пособий и больничных? Перечислять взносы на социальное страхование в ИФНС нужно в полном объеме начисленных взносов или за вычетом произведенных расходов? Каковы изменения, связанные с заполнением листков нетрудоспособности в электронной форме?

 

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – ОСС ВНиМ), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) указанных взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ, с 1 января 2017 года регулируются главой 34 НК РФ “Страховые взносы”(с этой даты утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы являются администратором страховых взносов на случай ВНиМ в части доходов.

В то же время администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ (смотрите также письмо ФСС России от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282 и информацию ФСС РФ от 25.08.2016, письмо ГУ РО ФСС РФ по Республике Татарстан от 05.09.2016 № 01-13/1610-3557.

Особенности уплаты страховых взносов на ОСС ВНиМ установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее Закон № 255-ФЗ).

Согласно ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в ч. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ, в ФCC России, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 431 НК РФ (до 1 января 2017 года – ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ): сумма взносов на ОСС ВНиМ, подлежащая уплате, уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Если расходы на выплату страхового обеспечения отсутствуют, то сумма, фактически подлежащая перечислению, совпадет с исчисленной суммой страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Согласно ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ, если начисленных страхователем взносов на социальное страхование недостаточно для выплаты страхового обеспечения в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика (ФСС) по месту своей регистрации. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

В свою очередь, в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Законом № 255-ФЗ.

То есть с 2017 года зачет суммы превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования может быть осуществлен и за пределами соответствующего расчетного периода. До 2017 года зачесть сумму превышения указанных расходов над суммой начисленных взносов можно было только в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В этой связи в п. 2 письма ФНС России от 14.02.2017 № БС-4-11/2748@ сообщается, что на основании п. 2 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за вычетом расходов по данному виду страхования. Здесь же обращено внимание на случай, указанный в п. 9 ст. 431 НК РФ, который касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило п. 2 ст. 431 НК РФ о том, что сумма взносов на случай ВНиМ уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

В этом же письме сказано, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов состоят на учете в налоговых органах в субъектах РФ, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения (смотрите материал Вопрос: Какие плательщики обязаны осуществлять уплату страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, апрель 2017 г.)).

Таким образом, если Ваша организация не является участником пилотного проекта, то в отношении взаимодействия с ФСС России в части оплаты пособий она так же, как и в 2016 году, продолжает применять “зачетный” механизм (то есть уменьшает суммы исчисленных взносов на суммы осуществленных расходов на выплату пособий и больничных). Указанная норма п. 2 ст. 431 НК РФ действует по 31 декабря 2020 года включительно (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). То есть в регионах Российской Федерации, не перешедших на “прямые выплаты” страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2020 включительно.

Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по ВНиМ являются следующие выплаты (ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255-ФЗ):
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам;
3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
4) единовременное пособие при рождении ребенка;
5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
6) социальное пособие на погребение.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ (в настоящей редакции) для назначения и выплаты пособий ВНиМ застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации. Форма и в порядок утверждены, соответственно, приказами Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н и от 29.06.2011 № 624н.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2017 № 86-ФЗ (вступает в силу с 1 июля 2017 года) в ст. 59 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” вносится п. 3.2, согласно которому листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией. Также в новой редакции будет изложена ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ: назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа… и т.д.

Таким образом, такая возможность будет представляться в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Правительству РФ предстоит установить порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями (соответствующий проект уже подготовлен).

Фонду социального страхования Российской Федерации предстоит разработать:
– по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации регламент информационного взаимодействия по формированию листка нетрудоспособности в форме электронного документа;
– форматы данных информационного взаимодействия.

Информационное взаимодействие будет осуществляться с использованием Федеральной государственной информационной системы “Единой интегрированной информационной системы “Соцстрах” Фонда социального страхования Российской Федерации, оператором которой является Фонд социального страхования Российской Федерации, и информационных систем участников информационного взаимодействия.

 

Ответ подготовил: Графкин Олег, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Нужна электронная подпись? 
Достаточно оставить заявку. Мы поможем выбрать нужный в вашем случае тип сертификата электронной подписи, расскажем как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >>

 

Загрузка