ГлавнаяСтатьи → Проверка контрагента для заключения госконтракта

 

Проверка контрагента для заключения госконтракта

Бюджетное учреждение заключает договоры на основании п. 4 и п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) на закупку товара, работ, услуг. Необходимо ли запрашивать у контрагентов (юридических и физических лиц) по договорам, заключаемым на основании п. 4 и п. 5 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, какие-либо документы (копии документов), в том числе свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, лицензии на осуществление определенного вида деятельности (например на организацию перевозок детей)?

 

При осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, перечисленные в п.п. 1-10 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ). Кроме того, в силу ч. 1.1 указанной статьи заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица. Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч. 7 той же статьи).

По смыслу приведенных норм установленные ими единые требования должны предъявляться к участникам при любых способах закупки (кроме требования об обладании правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть предъявлены только при закупке прав на такие результаты). Полагаем, что это в равной степени относится и к закупкам, осуществляемым у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку из положений Закона № 44-ФЗ не вытекает, что перечисленные в ст. 31 требования не применяются при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 указанного закона. Таким образом, лицо, с которым заключается контракт по одному из указанных в вопросе оснований, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, как предусмотрено ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, информация об установленных этой статьей требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. Функции по проверке соответствия участников закупок требованиям, указанным в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, частью 8 этой статьи возложены на комиссию по осуществлению закупок. Однако осуществление закупок по основаниям, предусмотренным п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не требует размещения извещения о закупке и формирования документации о закупке. Отсюда можно сделать вывод, что при осуществлении таких закупок участники не подлежат проверке на соответствие требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (п. 10 письма Федерального казначейства от 21.05.2014 № 42-7.4-05/9.1-310, письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2015 № Д28и-3139). Тем не менее, как нам представляется, подобный подход является формальным, в связи с чем при заключении контрактов на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчику целесообразно руководствоваться требованиями ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Каких-либо определенных критериев, которые должны соблюдаться при выборе контрагента по договору, заключаемому заказчиком на основании п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не предусмотрено. Такой выбор осуществляется на основе общих принципов гражданского законодательства и предполагает, что при заключении договора лицо должно проявлять необходимую осмотрительность, в том числе с целью определить, является ли будущий контрагент добросовестным участником рынка, обладает ли необходимой правоспособностью, специальными разрешениями для осуществления той или иной деятельности*(1). Деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию в случаях, предусмотренных пунктами 20, 22, 24, 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Представляется очевидным, что заключение контракта, исполнение которого предполагает осуществление подлежащей лицензированию деятельности, с лицом, у которого необходимая лицензия отсутствует, может с высокой степенью вероятности повлечь неблагоприятные последствия для заказчика и его должностных лиц (в том числе дисциплинарного характера). Поэтому проверка заказчиком до заключения контракта наличия у будущего контрагента лицензии на соответствующий вид перевозки, безусловно, должна рассматриваться как проявление необходимой осмотрительности.

Возможно, Вас заинтересуют материалы: Энциклопедия решений. Требования к участникам закупки по Закону № 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Проявление “должной осмотрительности” при выборе контрагента; ответ на Вопрос: Можно ли требовать у участника закупки выписку из ЕГРИП (ЕГРЮЛ) при заключении контракта с единственным поставщиком (до 100 тыс. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.).

 

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Хотите минимизировать риски при выборе контрагента? 
Предоставим вам доступ к базе данных, содержащей подробную информацию о более чем 21 миллионе организаций и ИП. 
Оставить заявку >>

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

 

Загрузка