ГлавнаяСтатьи → Применение онлайн-касс при наличных расчетах через кассу банка и использовании электронных средств платежа

 

Применение онлайн-касс при наличных расчетах через кассу банка и использовании электронных средств платежа

Организация занимается оптовой торговлей интраокулярными линзами. В большинстве своём покупателями выступают частные офтальмологические клиники. Но иногда линзы покупают сами работники клиник (физические лица). Оплату производят на основании выставленного счёта через отделения банка, в котором у них открыт расчётный счёт, на расчётный счёт продавца. В получаемых организацией из банка платежных документах конкретный способ платежа обычно не указан. Предполагается, что физические лица (далее также – ФЛ) осуществляют платежи с открытых им в банках расчетных счетов, с карточных счетов пластиковых карт, через платежные терминалы. Встречается также взнос наличных денег непосредственно в кассу обслуживающего организацию банка.
Нужно ли в этих случаях организации применять ККТ, и если да, то каков порядок формирования и выдачи кассового чека при получении выручки от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями?

 

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа (РЭСП), исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также – расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Таким образом, в Законе № 54-ФЗ под РЭСП в сети Интернет понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов.

Отметим, что на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

При этом Закон № 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа для целей данного закона. С точки зрения Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ) электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

В частности, банковские (платежные) карты являются электронными средствами платежа согласно п. 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П “Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием”.

Системы дистанционного банковского обслуживания (“Клиент-банк”, “Интернет-банкинг”, “Мобильный банкинг”), позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств, являются электронными средствами платежа (п. 4 письма Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950). При использовании системы дистанционного банковского обслуживания перевод денежных средств осуществляется банком по распоряжениям клиента в электронном виде (п. 1.9 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств”, далее – Положение № 383-П). Такие сервисы, в силу п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ, признаются электронными средствами платежа, расчеты при помощи которых производятся в сети Интернет. Следовательно, при такой форме оплаты товаров организация-продавец, на основании п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязана применять ККТ на общих основаниях.

При использовании электронных платежных систем (Яндекс.Деньги, Вебмани) клиенты операторов по переводу денежных средств могут составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, т.е. использовать электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ. При оплате товаров на сайте интернет-магазина посредством сервиса (к примеру) Яндекс.Деньги применяются подключенные к сети Интернет устройства (например, компьютер, через который покупатель зашел на сайт интернет-магазина), которые обеспечивают возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с организацией, организовавшей интернет-магазин, при осуществлении расчета. В данном случае денежные средства хоть и поступают на расчетный счет организации через сервис Яндекс.Деньги, но в понимании Закона № 54-ФЗ в таком случае совершается РЭСП в сети Интернет (посредством системы Яндекс.Деньги обеспечивается дистанционное взаимодействие между покупателем и продавцом при осуществлении расчета). При этом ООО НКО “Яндекс.Деньги” является небанковской кредитной организацией (не является банковским платежным агентом).

Налоговые органы считают, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ (письмо ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@). По мнению налоговых органов, безналичный расчет (через банковский счет) классифицируется как расчет с использованием электронного средства платежа без его предъявления, а на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении таких расчетов только между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

В письмах Минфина России от 25.01.2017 № 03-01-15/3480, ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@ указано, что согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи представлен вывод о том, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите также письма Минфина России от 21.04.2017 № 03-01-15/24312, от 16.03.2017 № 03-01-15/15261, от 16.03.2017 № 03-01-15/15260).

Кроме того, в письме Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 делается вывод, что Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.

Считаем, что для решения вопроса о необходимости применения ККТ способы осуществления расчетов с физическими лицами можно разделить на две группы.

1) В случаях, когда ФЛ оплачивают купленные ими линзы путем перевода средств с банковской карты с помощью системы дистанционного банковского обслуживания (“Клиент-банк”, “Интернет-банкинг”, “Мобильный банкинг”), или перевода с расчетного счета, или с использованием электронных денег (Яндекс.Деньги, Вебмани), либо вносят денежные средства через платежный терминал, данные расчеты признаются РЭСП в понимании Закона № 161-ФЗ и подпадают под регулирование п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.

Соответственно, с учетом изложенной выше позиции контролирующих органов, в этих случаях Организация обязана применять ККТ.

2) В случае, когда перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией без открытия банковских счетов посредством приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств (п. 1.4 Положения № 383-П), получатель средств (организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги) не осуществляет приема денежных средств с использованием наличных средств платежа. Не происходит в таком случае и приема денежных средств с использованием электронных средств платежа, поскольку при внесении наличных в кассу банка непосредственно покупатель и продавец не взаимодействуют, а информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, в том числе платежные карты, а также иные технические устройства, обеспечивающие возможность их дистанционного взаимодействия, не применяются.

Таким образом, в случае, когда ФЛ – покупатель производит перечисление оплаты по договору через кассу банка, у Организации-продавца, по нашему мнению, не возникает обязанности по применению ККТ.

Вместе с тем в письме Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 делается вывод, что Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. С данным выводом соглашается и налоговое ведомство (письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@).

В этой связи мы не исключаем возможности возникновения споров с контролирующими органами в случае неприменения в подобной ситуации ККТ.

Похожая ситуация возникает при внесении физическим лицом оплаты через банкомат.

В соответствии с п. 28 ст. 3 Закона № 161-ФЗ банкомат – автоматическое (без участия уполномоченного лица кредитной организации, или банковского платежного агента, или банковского платежного субагента) устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При оплате через банкомат ФЛ – покупатель также не взаимодействует непосредственно с Организацией. Денежные средства на расчетный счет продавца зачисляются банком в рамках банковской операции. В этой связи считаем, что зачисленные кредитным учреждением денежные средства не в полной мере соответствует определению расчета в терминах Закона № 54-ФЗ.

Учитывая изложенное, полагаем, что при внесении физическими лицами оплаты за интраокулярные линзы через банкомат у Организации также не возникает обязанности по применению ККТ.

Однако, учитывая логику, приведенную в письме Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, полностью исключить возможность предъявления претензий со стороны налоговых органов нельзя и в этом случае.

Если Организация примет решение не использовать ККТ в последних случаях, то во избежание рисков применения санкций рекомендуем обратиться в налоговый орган с официальным запросом по этому поводу.

В остальных случаях Организации необходимо отражать средства, получаемые с использованием РЭСП, в своей онлайн-кассе и выдавать физическим лицам кассовый чек в электронной форме.

При этом финансовые органы отмечают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса. Однако подробностей, как организовать РЭСП через специальную онлайн-кассу, финансисты не приводят, и по вопросам технической реализации РЭСП рекомендуют обратиться в ФНС России (письмо Минфина России от 01.03.2017 № 03-01-15/11618).

Согласно требованиям ст. 3 Закона № 54-ФЗ в реестре кассовой техники обязательно указывается информация о том, что касса пригодна для осуществления РЭСП в сети Интернет. Для таких расчетов разработаны специальные модели ККТ. При их приобретении и регистрации в налоговом органе нужно делать специальную пометку (ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Применяются такие ККТ в составе автоматических устройств, в них могут отсутствовать элементы печати фискальных документов (ст. 4 Закона № 54-ФЗ). Реестр ККТ доступен для ознакомления по ссылке.

 

К сведению:
Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона № 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-I “О налоговых органах Российской Федерации”, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

 

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Можно также задать вопрос на форуме ФНС России “Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники”. На такую возможность указано в Бюллетене УОК, выпуск 2 (сентябрь).

Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка