ГлавнаяСтатьи → Подпись в счете-фактуре за руководителя и главбуха может поставить главный бухгалтер филиала

 

Подпись в счете-фактуре за руководителя и главбуха может поставить главный бухгалтер филиала

Нормами НК РФ и Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость” не установлено запрета на подписание счета-фактуры одним лицом, наделенным правом подписи на основании доверенности.
При этом в организации отсутствуют документы (приказ, трудовой договор, доверенность), согласно которым были бы делегированы полномочия главному бухгалтеру на подпись за руководителя организации.
Организация выдала главным бухгалтерам филиалов доверенности на подписание документов, в том числе счетов-фактур. В доверенности не указано, чьими полномочиями (руководителя или главного бухгалтера) по подписанию счетов-фактур наделяется главный бухгалтер филиала.
В доверенности, выданной главному бухгалтеру, указано: организация… “уполномочивает подписывать счета-фактуры”, право подписи за руководителя (за главного бухгалтера организации) счетов-фактур не конкретизировано.
Правомерно ли подписание счета-фактуры за руководителя и за главного бухгалтера одним и тем же лицом (главным бухгалтером) в указанных обстоятельствах?
Правомерно ли принять к вычету “входной” НДС по оформленному таким образом счету-фактуре?
Возможны ли претензии со стороны контролирующих органов?

 

В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ.

В свою очередь, п. 6 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время порядок составления счетов-фактур регулируется постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость” (далее – Постановление № 1137). Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения установлены Приложением 1 к Постановлению № 1137 (далее – Правила).

Форма счета-фактуры содержит реквизиты (показатели) “Руководитель организации или иное уполномоченное лицо” и “Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо”. Каких-либо специальных положений по заполнению указанных реквизитов Правила не содержат.

Минфин России в письмах от 10.04.2013 № 03-07-09/11863, от 23.04.2012 № 03-07-09/39 разъяснил, что в случае, когда счет-фактура подписывается уполномоченным лицом, подпись соответствующего лица проставляется именно в этих показателях и указываются его фамилия и инициалы.

Таким образом, лица, уполномоченные подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом или доверенностью, ставят свою подпись вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации, а после подписи указываются их фамилия и инициалы.

При этом указания должности лиц, подписавших счет-фактуру, и документов, предоставляющих соответствующие полномочия, не требуется.

В то же время в вышеназванных письмах специалисты финансового ведомства отмечают, что нормами НК РФ указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений), в том числе должности уполномоченного лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру, не запрещено. Согласны с Минфином России и представители ФНС России. В письме от 26.01.2012 № ЕД-4-3/1193 указывается, что наличие в счете-фактуре дополнительных реквизитов (сведений), не предусмотренных п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ и Постановлением № 1137, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, предъявленных продавцом покупателю (смотрите также письмо Минфина России от 14.10.2015 № 03-07-09/58937).

В рассматриваемой ситуации главным бухгалтерам филиалов организации выданы доверенности на подписание документов, в том числе счетов-фактур.

Доверенность как письменный документ должна раскрывать содержание полномочия, выданного одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Поэтому обязательными элементами доверенности являются сведения о представляемом, представителе, а также действиях, на которые уполномочивается представитель (ст.ст. 182, 185 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации в доверенностях, выданных главным бухгалтерам филиалов, указано, что они наделяются полномочиями по подписанию счетов-фактур.

Причем в доверенностях не указано, чьими полномочиями наделяется главный бухгалтер филиала – руководителя организации или главного бухгалтера организации.

В письме Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-09/53005 специалисты финансового ведомства пояснили, что нормами НК РФ и Правил не установлено запрета на подписание счета-фактуры одним лицом, наделенным правом подписи на основании доверенности как за руководителя, так и за главного бухгалтера организации. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 18.06.2009 № 3-1-11/425.

В ситуации, описанной в вопросе, в выданных главным бухгалтерам филиалов доверенностях не конкретизированы полномочия на подписание счетов-фактур. Запрета на подписание счетов-фактур за руководителя организации (за главного бухгалтера) в доверенностях не установлено. В связи с этим мы полагаем, что у главных бухгалтеров филиалов на основании рассматриваемых доверенностей имеются права на подписание счетов-фактур как за главного бухгалтера организации, так и за руководителя. Поэтому, на наш взгляд, подписание главным бухгалтером филиала счета-фактуры и за руководителя, и за главного бухгалтера организации является правомерным.

Разъяснений уполномоченных органов и примеров арбитражной практики по схожим ситуациям нам найти не удалось.

Из анализа арбитражной практики следует, что налоговые органы пристально исследуют подписи на счетах-фактурах и полномочия лиц, поставивших эти подписи. В первую очередь претензии налоговых органов связаны с правомерностью принятия к вычету сумм НДС покупателями, так как наличие правильно оформленных счетов-фактур является одним из обязательных условий для принятия к вычету НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Обратите внимание, что глава 21 НК РФ не содержит требований о направлении покупателю документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих счета-фактуры, в случае, если эти счета-фактуры подписываются лицами, уполномоченными приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. В случае если у налогового органа возникает необходимость получения копии распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур, выставленных контрагентами налогоплательщику-покупателю, то налоговый орган вправе истребовать данные документы по месту учета таких контрагентов в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 09.08.2010 № ШС-37-3/8664).

Отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих полномочия подписантов, не может повлечь для него отрицательных последствий. Для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету достаточно оформленного надлежащим образом счета-фактуры (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 03.06.2009 № КА-А40/4697-09-2, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 № 09АП-11535/2008, Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09).

По мнению судов, подписание счетов-фактур неуполномоченным лицом само по себе не является основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку в соответствии с НК РФ обязанность составления счетов-фактур возлагается на поставщика товаров (работ, услуг). Если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений, то оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в счетах-фактурах, не имеется, поскольку ответственность налогоплательщика за неправомерные действия его контрагентов налоговым законодательством не установлена (смотрите, например, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 № 20АП-1277/17, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 19АП-7143/14, от 28.05.2014 № 19АП-3049/13, ФАС Центрального округа от 10.12.2012 № Ф10-4366/12 по делу № А62-8019/2011, от 02.10.2012 № Ф10-3411/12 по делу № А64-7435/2011).

Принимая такие решения, суды ссылаются на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, согласно которой законодательство о налогах и сборах РФ исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении НДС, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком – покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.

Кроме того, суды при принятии решений руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53).

В п. 5 Постановления № 53 указано, что о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии, в частности, следующих обстоятельств:
– невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
– совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления № 53).

В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Анализ арбитражной практики показывает, что при принятии решений по вопросу правомерности применения вычетов по НДС на основании счетов-фактур, имеющих недостатки, суды в первую очередь исследуют реальность совершенной сделки на основании комплекса представленных документов, опроса свидетелей, заключений экспертов и прочих доказательств, представленных сторонами спора.

Если на основании представленных доказательств устанавливается нереальность совершенной сделки, то и принятие к вычету НДС на основании счетов-фактур, подписанных не уполномоченными на то лицами, признается неправомерным (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 № 17АП-16861/16).

Таким образом, даже если исходить из того, что выданные главным бухгалтерам филиалов доверенности не наделяют их полномочиями руководителя на подписание счетов-фактур, то только этот факт не может являться основанием для отказа покупателю в вычете сумм налога. Налоговый орган должен будет доказать нереальность совершенной между Вашей организацией и покупателем сделки. При этом свою правоту покупателю с большой долей вероятности придется отставать в суде. По нашему мнению, во избежание подобных рисков организации целесообразно более детально указывать полномочия, которыми наделяются главные бухгалтера филиалов выданными им доверенностями.

В то же время повторимся, что, на наш взгляд, главные бухгалтера филиалов на основании выданных им доверенностей имеют право подписывать счета-фактуры как за главного бухгалтера организации, так и за руководителя.

Изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Как будут оценены налоговыми органами имеющиеся в настоящее время полномочия главных бухгалтеров филиалов, предсказать сложно, так как официальных разъяснений на подобные ситуации нет.

Напомним, что организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

 

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Нужна электронная подпись? 
Достаточно оставить заявку. Мы поможем выбрать нужный в вашем случае тип сертификата электронной подписи, расскажем как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >>

 

Загрузка