ГлавнаяСтатьи → Обосновывать цену госконтракта, заключаемого с единственным контрагентом, нужно не всегда

 

Обосновывать цену госконтракта, заключаемого с единственным контрагентом, нужно не всегда

Должен ли заказчик при осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ обосновывать цену контракта и нецелесообразность использования других методов определения поставщика по каждому конкретному контракту? Надо ли указывать в контракте идентификационный код закупки?

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части, начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК) и в предусмотренных данным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее – контрагент). Иными словами, заказчик обязан обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, только в тех случаях, когда это предусмотрено Законом № 44-ФЗ.

Частью 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При этом указано, что положения этой части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного контрагента, предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 той же статьи.

Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.

Таким образом, в силу прямого указания закона заказчик не обязан обосновывать цену контракта с единственным контрагентом, заключаемого на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Аналогичные разъяснения неоднократно давались Минэкономразвития России (письма от 26.01.2017 № Д28и-191, от 01.02.2017 № Д28и-439, от 11.01.2017 № Д28и-144 (п. 4 этого письма), от 05.05.2016 г. № Д28и-1217). Во всех указанных письмах обращено внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 114 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2016 вступила в силу ст. 18 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика. В связи с этим уточнением необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Соответственно, при осуществлении закупок в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике закупок обоснованию подлежит годовой объем закупок, осуществляемых на основании указанной нормы, но не цена каждого контракта в отдельности (письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 № Д28и-104, от 26.10.2016 № Д28и-2944 – по вопросу 2).

2. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и обеспечивает их взаимосвязь. Из приведенной нормы следует, что ИКЗ должен указываться во всех документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (смотрите, например, разъяснения по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 14.04.2017 № Д28и-1662, письмо этого же органа от 12.02.2016 № Д28и-278, от 10.03.2017 № Д28и-1386).

Согласно п. 3 Порядка формирования ИКЗ, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422, такой код соответствует одной закупке (одному лоту по закупке в случае, когда закупка осуществляется путем формирования нескольких лотов). Исключение из этого правила составляют закупки, осуществляемые на основании п. 7 ч. 2 ст. 83 и п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Согласно абзацу второму п. 5.1 Порядка в этих случаях при формировании ИКЗ в 30-33 разрядах такого ИКЗ, предназначенных для информации о коде объекта закупки, указываются значения “0”. Из приведенных положений следует, что ИКЗ должен указываться в том числе и в контрактах, заключаемых с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. На это обращено внимание, в частности, в письме Минэкономразвития РФ от 15.03.2017 № Д28и-1118.

 

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >>

 

Хотите минимизировать риски при выборе контрагента?
Предоставим вам доступ к базе данных, содержащей подробную информацию о более чем 21 миллионе организаций и ИП. 
Оставить заявку >>

 

Загрузка