ГлавнаяСтатьи → Необходимо ли применение онлайн-кассы при продаже сигарет и продовольственных товаров?

 

Необходимо ли применение онлайн-кассы при продаже сигарет и продовольственных товаров?

Организация применяет ЕНВД по виду деятельности “розничная торговля через магазины”. Торгует подакцизными товарами (алкоголь, пиво, табак) и другими продтоварами (хлеб, молоко, колбаса, крупы). Торговля осуществляется в городах и в сельской местности. В настоящее время (и до 01.07.2017) организация применяет контрольно-кассовую технику, которая была зарегистрирована до 01.02.2017 и не поддерживает функцию передачи сведений в налоговые органы. С 01.07.2017 организация первоначально планировала по подакцизным товарам использовать онлайн-кассы, а по другим товарам выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий оплату товаров.
1. Обязана ли организация с 01.07.2017 применять онлайн-кассы для других продтоваров (кроме подакцизных)?
2. Можно ли организации применить часть 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ и не использовать онлайн-кассы при продаже продтоваров (кроме подакцизных)?
3. Необходимо ли организации с 01.07.2017 пробивать чеки по всем видам товаров (кроме подакцизных) по наименованиям на онлайн-кассах?

 

I. В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

На основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Частью 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Бытует мнение, что действие ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ не распространяется на лиц, которые осуществляют розничную торговлю подакцизными товарами в виде алкоголя, пива, сигарет. Источником такого мнения, как мы полагаем, может являться п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, согласно которому нормы данной статьи, освобождающие от применения ККТ, не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют торговлю подакцизными товарами.

Однако в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 № 08АП-14020/16 (далее – Постановление № 08АП-14020/16) судьи указали, что право не применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов после 15.07.2016 (дата вступления в силу Закона № 290-ФЗ) для лиц, являющихся плательщиками ЕНВД, предусмотрено не нормами Закона № 54-ФЗ, а ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, следовательно, исключения, установленные п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, на данных лиц не распространяются.

В подтверждение подхода апелляционного суда хотелось бы указать на то, что положения ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, наш взгляд, являются специальными применительно к положениям Закона № 54-ФЗ. Если бы законодатель исходил из того, что ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ не распространяется на лиц, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, то он бы сделал соответствующее исключение, как это было сделано в ч. 17 ст. 7 Закона № 290-ФЗ.

В Постановлении № 08АП-14020/16 судьи пришли к выводу, что до 01.07.2018 общество, являющееся плательщиком ЕНВД, при осуществлении наличных денежных расчетов при реализации алкогольной продукции по рассматриваемому адресу (сельское поселение), вправе не применять ККТ с учетом соблюдения условия о выдаче покупателю по его требованию документа строгой отчетности, подтверждающего осуществление денежных расчетов.

II. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон № 171-ФЗ).

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пп. 7 ст. 2 Закона № 171-ФЗ).

Исходя из действующего в настоящее время абзаца первого п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в том числе контрольно-кассовую технику.

В п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 указано, что норма абзаца первого п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем является специальной по отношению к положениям Закона № 54-ФЗ, поэтому в указанной сфере его нормы об освобождении от применения ККТ не подлежат применению.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом (абзац второй п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ). Организации, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом (абзац третий п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

Абзацы второй и третий п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ содержат положения о том, что иное может быть предусмотрено федеральным законом. С учетом данного обстоятельства в Постановлении № 08АП-14020/16 был сделан вывод о возможности не применять ККТ при торговле алкоголем в сельских поселениях, т.к. иное предусмотрено Законом № 54-ФЗ. Аналогичная логика в отношении торговли пивом вытекает из письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/215. Однако стоит отметить, что судьи не всегда трактуют абзацы второй и третий п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ подобным образом (смотрите, например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 № 11АП-6786/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 № 07АП-5890/15).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” ст. 16 Закона № 171-ФЗ изложена в новой редакции, вступающей в силу с 31.03.2017.

В действующей с 31.03.2017 редакции ст. 16 Закона № 171-ФЗ вопросам наличия ККТ отведен абзац девятый п. 10, которым определено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением ККТ.

Как мы видим, исключений для торговли в сельских поселениях и для торговли пивом и пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой в новой редакции ст. 16 Закона № 171-ФЗ не предусмотрено. Следовательно, с 31.03.2017 при такой торговле применение ККТ обязательно (смотрите также материал, доступный на сайте ФНС России по следующему адресу: www.nalog.ru/rn70/news/seminar/6351754/). При этом с учетом ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ организация в рассматриваемой ситуации может до 01.07.2017 продолжать применять ККТ, зарегистрированную в налоговых органах до 01.02.2017.

Мы полагаем, что положения ст. 16 Закона № 171-ФЗ в новой редакции должны считаться специальными по отношению к положениям Закона № 54-ФЗ (на что ранее указывалось в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47), а также Закона № 290-ФЗ, поэтому именно в указанной сфере (розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) не применяется норма ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ.

Соответственно, при продаже сигарет (являются подакцизными товарами, но не являются алкогольной продукцией), а также других продовольственных товаров, которые не являются алкогольной продукцией, организация в рассматриваемой ситуации вправе применить ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ (т.е. до 1 июля 2018 г. вправе выдавать вместо чека ККТ документ об оплате).

III. В соответствии с абзацем девятым п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности содержат такие обязательные реквизиты, как наименования товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС).

Норм, освобождающих организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, от указания в кассовом чеке наименования товаров, которые не являются подакцизными (не являются алкогольной продукцией), ни в Законе № 54-ФЗ, ни в Законе № 290-ФЗ нет (исключение предусмотрено только для индивидуальных предпринимателей – ч. 17 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

По нашему мнению, единственный способ для организации не указывать наименования товаров, не являющихся алкогольной продукцией, – не применять при их продаже ККТ на основании ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ. В таком случае онлайн-кассы при совершении расчетов по таким товарам не применяются, а по требованию покупателя выдается соответствующий документ, содержащий установленные реквизиты. Если же с 01.07.2017 организация будет использовать онлайн-кассы при продаже сигарет и продовольственных товаров, которые не являются алкогольной продукцией, то в кассовых чеках она будет обязана указывать их наименование.

Косвенным образом правомерность такого подхода подтверждается тем, что ранее региональные налоговые органы разъясняли, что организация, являющаяся плательщиком ЕНВД, при торговле алкогольной продукцией в городских поселениях обязана применять ККТ при продаже данной продукции, а при продаже продуктов питания, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи может выдавать по требованию покупателя документ об оплате (смотрите следующий материал: Вопрос: Организация планирует заняться розничной торговлей продуктами питания и алкоголем, система налогообложения – единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Можно ли использовать ККМ только в отделе с алкоголем, а в отделе с продуктами питания выдавать по требованию покупателя товарный чек? (июнь 2013 г.)).

В письме Минфина России от 22.06.2010 № 03-01-15/4-141 было указано, что в отношении реализации продовольственных товаров налогоплательщик ЕНВД может выбирать, применять контрольно-кассовую технику или нет. В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 № 11АП-15308/15 также было указано, что налогоплательщик ЕНВД вправе выбирать, применять ККТ в своей деятельности или нет. Организация осуществляла деятельность по розничной торговле продуктами питания и алкогольной продукции. Административный орган посчитал, что поскольку в организации имелась ККТ, она обязана была ее применять во всех случаях. Судьи указали, что особые требования установлены в сфере розничной продажи алкогольной продукции и именно в этой сфере не подлежит применению норма п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в старой редакции), а неприменение ККТ при продаже чая, который к алкогольной продукции не относится, под действие Закона № 171-ФЗ не подпадает.

 

К сведению:
Согласно информации ФНС России от 09.01.2017 “Определены критерии территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России” в связи с определением критерия отнесения территорий к местностям, отдалённым от сетей связи, региональные органы исполнительной власти могут утвердить перечень территорий, где пользователи смогут применять ККТ в автономном режиме – без обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и онлайн-передачи данных в налоговую инспекцию. Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ и публиковаться на сайтах местных администраций.

 

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Барсегян Артем, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка