ГлавнаяСтатьи → Куда представить формы статистического наблюдения в отношении кадровых показателей?

 

Куда представить формы статистического наблюдения в отношении кадровых показателей?

Московский филиал Концерна (численность сотрудников в филиале – более 15 человек) ни разу не подавал ежеквартальную кадровую статистическую отчетность с момента своего существования (т.е. с 2007 года).
Куда нужно представлять кадровую отчетность? Какое наказание грозит Концерну за непредставление такой отчетности?

 

Статистической отчетностью является предоставляемая в соответствии с законодательством РФ по утвержденным формам (форматам) документированная информация о деятельности экономического субъекта.

Представлять статистическую отчетность обязаны как организации, так и индивидуальные предприниматели, государственные и местные органы власти, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций (далее – респонденты). Это следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” (далее – Закон № 282-ФЗ).

Форм статистической отчетности достаточно много. При этом перечень обязательных к заполнению форм и периодичность их представления индивидуальны для каждого респондента и зависят от:

1) категории (статуса) респондента (например, организация или индивидуальный предприниматель, субъект малого предпринимательства или корпорация) (письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 № ОГ-Д05-2455);

2) вида экономической деятельности респондента;

3) способа проведения статистического наблюдения:
– сплошное наблюдение (в этом случае установленные формы отчетности обязаны сдавать все субъекты, участвующие в статистическом обследовании);
– выборочное наблюдение (отчетность сдается только теми, кто попал в выборку).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в ч.ч. 2 и 3 ст. 8 Закона № 282-ФЗ, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Обычно респондентам бывает сложно определить, должны ли они сдавать какую-либо отчетность в органы статистики и если “да”, то какую.

Необходимую информацию о наличии или отсутствии обязанности представления отчетности в органы статистики, формах ее представления конкретно для Вашей организации можно уточнить:
– на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете. Для информирования хозяйствующих субъектов о предоставлении форм статотчетности в 2016 году разработана информационно-поисковая система Росстата (смотрите дополнительно письмо Федеральной службы государственной статистики от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ);
– непосредственно в территориальных органах Росстата. Вся необходимая информация, как правило, размещена на стендах в здании, в котором находится орган статистики.

Кроме того, о предоставлении статистической отчетности респонденту может быть сообщено и в письменной форме. Такое возможно, когда организация попадает в выборку. В этом случае указанная информация направляется по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, либо в письменном обращении респондента (п. 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620).

Среди прочих форм отчетности о показателях рынка труда организации представляют в Росстат сведения о численности и заработной плате работников по форме № П-4 и сведения о неполной занятости и движении работников по форме № П-4 (НЗ). Указанные формы утверждены приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 (далее – Приказ № 379) и представляются с отчетности за 2017 год (п. 1 Приказа № 379).

Названные формы представляются юридическими лицами всех видов экономической деятельности и форм собственности.

При этом организации со средней численностью работников более 15 человек представляют сведения по форме № П-4 ежемесячно не позднее 15 числа после отчетного периода (п. 1 Приложения № 7 к Приказу № 379).

Исходя из п. 1 Приложения № 8 к Приказу № 379 форма № П-4 (НЗ) является ежеквартальной и представляется раз в квартал не позднее 8-го числа по окончании квартала организациями (кроме субъектов малого предпринимательства), средняя численность работников которых превышает 15 человек.

При наличии у юридического лица обособленных подразделений формы №№ П-4 и П-4 (НЗ) заполняются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Понятие обособленного подразделения для заполнения названных форм применяется в значении, определенном п. 2 ст. 11 НК РФ (п. 2 Приложения № 7 к Приказу № 379, п. 1 Приложения № 8 к приказу № 379).

Отметим, что до вступления в силу Приказа № 379 названные формы представлялись в органы Росстата на основании иных нормативных актов, утративших силу на сегодняшний день, например, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.09.2014 № 580. До 2015 года существовали иные формы статистического наблюдения за кадровыми показателями организаций.

Таким образом, в данной ситуации у филиала существует и существовала обязанность по представлению форм статистического наблюдения в отношении кадровых показателей.

Формы статистических сведений предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) (п. 5 Приложения № 7 к Приказу № 379, п. 2 Приложения № 8 к Приказу № 379). То есть в данном случае формы статотчетности представляются по месту нахождения филиала.

Отметим, что 30 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 442-ФЗ, который ужесточил ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.

Начиная с указанной даты за непредставление первичных статистических данных, несвоевременное представление этих данных или подачу недостоверных данных административный штраф установлен в размере:
– от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц;
– от 20 000 до 70 000 рублей – для юридических лиц.

Повторное совершение указанного деяния обойдется нарушителям еще дороже:
– от 30 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц;
– от 100 000 до 150 000 рублей – для организаций.

Правонарушение считается повторным, если оно совершено в такой момент, когда, с одной стороны, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания тому же самому лицу по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, а с другой стороны, еще не истек один год со дня оплаты административного штрафа по этому постановлению (ст. 4.6 КоАП РФ).

При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности можно одновременно привлечь и организацию, и виновное должностное лицо.

Обратите внимание, что должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица, назначает руководитель (п. 6 Приложения № 7 к Приказу № 379, п. 3 Приложения № 8 к Приказу № 379).

На наш взгляд, организации следует самостоятельно определить периоды, за которые она решит представить в органы территориального управления не представленную ранее статистическую отчетность.

При этом необходимо иметь в виду, что дела об административных правонарушениях по ст. 13.19 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами территориальных органов Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ).

Причем постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Отсчет срока начинается после наступления последнего дня срока представления отчетности (решения Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 13.03.2015 по делу № 12-359/2015, Вичугского городского суда Ивановской области от 04.02.2015 по делу № 12-12/2015, Красноярского краевого суда от 26.06.2014 по делу № 7р-311/14, Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.11.2011 по делу № А39-3536/2011).

В редких случаях суд отсчитывает срок давности с момента предоставления недостоверной информации (решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 11.02.2014 по делу № 12-8/14) или даже с момента обнаружения административного правонарушения (решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28.04.2015 по делу № 12-2017/2015).

После истечения срока давности привлечение к административной ответственности невозможно (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В то же время законодательством не установлены ограничения в отношении периодов, за которые организация может представить статистическую отчетность в данной ситуации.

Однако следует иметь в виду, что, помимо возможности наложения штрафных санкций по ст. 13.19 КоАП РФ, органы статистики также вправе потребовать от организаций возмещения ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов своей сводной отчетности (ст. 3 Закона РФ от 13.05.92 № 2761-1 “Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчётности”).

Следовательно, если организация примет решение представить статотчетность за предшествующие годы, органы статистики могут затребовать возместить ущерб в связи с необходимостью пересчета сводных отчетов за эти периоды.

 

Ответ подготовил: Башкирова Ираида, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Ответ прошел контроль качества

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Хотите сдавать отчетность в электронном виде?
Достаточно оставить заявку. Мы поможем наладить представление электронной отчетности в защищенном виде прямо с рабочего места. 
Оставить заявку >>

 

Загрузка