ГлавнаяСтатьи → Кому можно не применять онлайн-кассы при оказании образовательных услуг населению

 

Кому можно не применять онлайн-кассы при оказании образовательных услуг населению

Организация (УСН) оказывает образовательные услуги населению (проводит обучающие курсы для детей и взрослых).
В 2016-2017 годах оплата заказчиками услуг производилась исключительно в электронном виде (по банковской карте через платежный сервис Robokassa). Заказчик указывает на интернет-странице реквизиты банковской карты с целью управления денежными средствами на своем банковском счете.
При этом сервис Robokassa позволяет заказчикам распечатать квитанцию о приеме от них денежных средств.
Бланки строгой отчетности (далее – БСО) заказчикам не выдаются, просьб от них по этому поводу не поступало.
Может ли организация до 01.07.2018 не применять контрольно-кассовую технику?

 

Правила применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении расчетов на территории РФ установлены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Закон № 54-ФЗ внесены существенные изменения (в том числе изменилось наименование Закона № 54-ФЗ (Прежнее название Закона № 54-ФЗ – “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”)). Изменения вступили в силу с 15.07.2016 (за исключением положений, для которых ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрен специальный порядок введения в действие).

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, далее также – новая редакция) ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

В соответствии со ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ в новой редакции под ККТ понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ. При этом для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях должна использоваться специальная ККТ (автоматизированная система для БСО).

Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Организации, применяющие ККТ при осуществлении расчетов, именуются пользователями.

Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем не печатается (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Отметим, что п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ позволяет не применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем при приеме организацией от физического лица (покупателя/клиента) денежных средств с использованием электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги применение ККТ обязательно (письмо ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@).

Закон № 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа. Для определения этого понятия следует обратиться к п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите также письма Минфина России от 01.03.2017 № 03-01-15/11635, от 01.03.2017 № 03-01-15/11627, от 10.02.2017 № 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).

На практике расчеты с помощью электронных средств платежа часто используются для покупки товаров и оплаты услуг в Интернете. Примером электронного средства платежа может быть так называемый “электронный кошелек” в системах WebMo№ey, Яндекс.Деньги и т.п.

Популярен в настоящее время также посреднический платежный сервис (интегратор платежей) Robokassa (Robokassa это сервис для организации приема платежей на сайте, интернет магазине и социальных сетях. С его помощью может быть осуществлён перевод средств с платежных карт, мобильных счетов, либо проведена оплата через терминалы (www.robokassa.ru). Интегратор платежей – это фирма-посредник, которая собирает все входящие средства предпринимателя или компании с электронных кошельков и переводит их на расчетный счет (http://www.azco№sult.ru/ekspress-obzor-platyozh№yx-i№tegratorov/)), позволяющий принимать платежи в пользу продавцов от покупателей (заказчиков) с использованием различных платежных систем.

В общем случае организации должны перейти на применение ККТ с функцией передачи данных в налоговые органы с 1 июля 2017 года. Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям Закона № 54-ФЗ, с 01.07.2017 не допускается, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ, и с учетом положений, установленных ст. 7 Закона № 290-ФЗ (письма Минфина России от 31.03.2017 № 03-01-15/18804, от 16.02.2017 № 03-01-15/8856, от 11.01.2017 № 03-01-15/397).

Согласно ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ организации, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе до 01.07.2018 не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в прежней редакции).

Частью 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрено, что в случае, если организации в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в прежней редакции) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

В свою очередь, п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона № 54-ФЗ предусматривал возможность осуществления наличных денежные расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ при оказании услуг населению при условии выдачи взамен кассового чека соответствующих БСО в порядке, установленном Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее – Положение № 359).

Из прямого прочтения п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) следует, что эта норма подлежит применению только при расчетах наличными деньгами и расчетах с использованием платежных карт. При этом в ней не уточняется, как именно должен осуществляться расчет с использованием платежной карты (только через POS-терминал продавца либо также через сеть Интернет).

Как мы поняли из вопроса, клиенты организации производят оплату за оказанные услуги дистанционно (банковской картой через сервис Robokassa). В данном случае деньги поступают продавцу услуг на расчетный счет, и получается, что наличный расчет и расчет с использованием платежных карт (непосредственно через POS-терминал продавца) отсутствует.

Так, в письме Минфина России от 31.03.2014 № 03-01-15/14052 отмечено, что если денежные расчеты в оплату товаров, совершаемые покупателями в интернет-магазине с сайта организации в сети Интернет, осуществляются без использования платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, то у торговой организации нет необходимости в применении ККТ, так как выручка при оплате товара покупателем по договорам, заключенным через интернет-магазин, с использованием официального сайта в сети Интернет, поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств (смотрите также письма Минфина России от 09.06.2009 № 03-01-15/6-293, УФНС России по г. Москве от 24.04.2012 № 17-26/037701@, от 14.02.2012 № 20-14/012258@).

Из приведенных разъяснений можно сделать вывод, что в случае, когда расчетная операция осуществляется исключительно через банк или платежную систему, без участия представителя продавца, применение ККТ не требуется.

Вместе с тем в письме ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23721 был сделан другой вывод: “… Закон № 54-ФЗ не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения ККТ или без выдачи БСО в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ при осуществлении расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ”.

Однако, на наш взгляд, такой подход не бесспорен. Приведем аргументы в пользу позиции о неприменении ККТ при расчетах платежной картой в сети Интернет:

1. Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В случае, когда покупатель с помощью платежной карты оплачивает приобретенные товары (услуги) через сеть Интернет, взаимодействие между продавцом и покупателем осуществляется по электронным каналам связи, какое-либо иное взаимодействие (направление курьера или иного представителя продавца, почтовое отправление) отсутствует. В связи с этим, по нашему мнению, говорить, что организация-продавец при такой схеме оплаты осуществляет расчеты непосредственно с покупателем, некорректно, поскольку фактически покупатель и продавец осуществляют расчеты не между собой, а каждый с кредитной организацией, выпустившей карту (по распоряжению покупателя денежные средства списываются с его счета, а затем зачисляются на счет продавца).

2. В силу пп. “б” п. 20 Положения № 359 при осуществлении расчетов с использованием платежных карт БСО должен выдаваться покупателю в момент оплаты. При осуществлении расчетов через сеть Интернет данное требование выполнить невозможно.

Исходя из изложенного, можно сказать, что вопрос о том, может ли организация при оказании услуг населению до 01.07.2018 не применять ККТ и не выдавать БСО, если заказчики производят оплату с использованием платежных карт через сеть Интернет, четко не урегулирован.

Разъяснения, данные в письме ФНС от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23721, позволяют предположить, что организация в рассматриваемой ситуации может не применять до 01.07.2018 ККТ (автоматизированную систему для БСО), но только при условии выдачи заказчикам БСО, оформленных в соответствии с Положением № 359.

В соответствии с п.п. 4 и 11 Положения № 359 БСО могут быть изготовлены типографским способом либо сформированы с использованием автоматизированных систем (письмо Минфина России от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362).

Заметим, что п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона № 54-ФЗ обязывал продавцов, оказывающих услуги населению, при неприменении ККТ выдавать БСО независимо от того, поступала ли просьба об этом от покупателя (в отличие от п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Если организация, не применяя до 01.07.2018 ККТ, не будет выдавать БСО, на наш взгляд, нельзя исключить возможность претензий налогового органа при проверке им соблюдения организацией законодательства РФ о применении ККТ.

С 01.07.2018 БСО в любом случае нужно будет формировать и (или) печатать с применением автоматизированной системы для БСО. Отметим, что автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (абзац третий п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 27.04.2017 № 03-01-15/25765).

В заключение вновь отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в налоговые органы.

К сведению:
На официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.№alog.ru) в разделе “Новый порядок применения контрольно-кассовой техники” размещены справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы (письмо Минфина России от 15.05.2017 № 03-01-15/29246).

 

Ответ подготовил: Овчинникова Светлана, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Контроль качества ответа: Барсегян Артем, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка