ГлавнаяСтатьи → Обязательные реквизиты кассового чека онлайн-кассы отсутствуют: можно ли признать расходы

 

Обязательные реквизиты кассового чека онлайн-кассы отсутствуют: можно ли признать расходы

Подотчетное лицо приобрело в розничном магазине продукты, получило кассовый чек и товарный чек. В кассовом чеке отсутствует реквизит “адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет”, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака”. Продавец находится на общей системе налогообложения и расположен в городе, не являющемся отдаленной местностью.
Организация не планирует принимать “входной” НДС к вычету ввиду отсутствия счета-фактуры.
Можно ли признать данные расходы в целях налогообложения прибыли?

 

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются, в первую очередь, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг могут подтверждаться кассовыми чеками, бланками строгой отчетности, товарными чеками, квитанциями или другими документами (письма Минфина России от 11.12.2015 № 03-03-06/72755, от 07.07.2011 № 03-11-11/172).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) внесены существенные изменения.

Согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) кассовый чек – это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пунктом 15 ст. 1 Закона № 290-ФЗ Закон № 54-ФЗ дополнен ст. 4.7 “Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности”, в которой указаны обязательные реквизиты кассовых чеков и бланков строгой отчетности. При этом введены реквизиты, ранее отсутствующие среди обязательных реквизитов кассового чека, бланка строгой отчетности (п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745). Среди новых реквизитов фигурирует “адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет” (абзац шестнадцатый ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ), на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака”.

При этом кассовый чек должен содержать все реквизиты, установленные п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-01-15/28910, от 02.05.2017 № 03-01-15/26812, от 10.04.2017 № 03-01-15/21286).

Заметим, что при передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных пользователем (организацией, индивидуальным предпринимателем) могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации (абзац третий п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Но это относится только к передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных пользователем. Неуказание непосредственно в кассовом чеке реквизита “адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет” Законом № 54-ФЗ не предусмотрено.

Обсуждение вопроса, что конкретно должно быть указано (или не указано) в кассовом чеке в реквизите “адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет” согласно абзацу 16 п. 1 ст. 4.7 Закона 54-ФЗ, в настоящее время активно проходит среди пользователей кассовой техники (смотрите, например, страницу http://forum.atol.ru/index.php?showtopic=32358). Признак обязательности или рекомендуемости указания отдельных реквизитов фискальных данных согласно Таблиц, приведенных в Приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ “Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию”, является в большей степени техническим вопросом, а не бухгалтерским, с которым обычному бухгалтеру разобраться бывает сложно. Лейтмотив основного ответа указанного форума также сводится к выводу “Ну так вы и спросите налоговую об этом, что там писать?”.

На основании пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Таким образом, основанием для признания расходов на приобретение подотчетным лицом продуктов в данном случае будет являться утвержденный руководителем Организации авансовый отчет, отвечающий требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, с приложенным к нему кассовым и товарным чеками, подтверждающими фактическое осуществление затрат (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ, письма УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 № 17-15/041152, от 26.04.2011 № 17-15/041152@).

Аналогичная точка зрения следует из письма УФНС России по г. Москве от 19.07.2012 № 17-15/64647 (смотрите также письма Минфина России от 17.09.2008 № 03-03-07/22, от 03.04.2007 № 03-03-06/1/209). При этом специалисты налогового органа отметили, что оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, в том числе и кассовые чеки, должны быть надлежащим образом оформлены. Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства России.

Нам не удалось обнаружить разъяснений компетентных органов относительно реквизита “адрес сайта уполномоченного органа в сети “Интернет”. Судебная практика после 01.01.2017 еще не успела сложиться.

Однако существуют письма налоговых органов и судебная практика времен действия Закона № 54-ФЗ в старой редакции.

Налоговые органы указывали, что в случае, если в кассовых чеках отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, такие чеки не могут служить оправдательными документами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли (письма УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007 и от 26.06.2006 № 20-12/56636@).

В то же время материалы судебной практики говорили о том, что сам по себе факт неотражения в кассовом чеке отдельных реквизитов продавца при условии реального приобретения товара, отсутствия признаков недобросовестности со стороны налогоплательщика, а также при наличии иных надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт приобретения бензина (утвержденного авансового отчета, товарного чека и т.п.), не может являться безусловным обстоятельством, препятствующим признанию рассматриваемых расходов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 № Ф06-4602/13 по делу № А12-20760/2012 судьи указали, что налоговое законодательство не вменяет в обязанность налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) проверять состояние контрольно-кассовой техники контрагентов и надлежащее оформление чеков. При этом достоверность представленных работниками документов, подтверждающих произведенные расходы, определяется самой организацией (постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2009 № А64-578/08-26 (определением ВАС РФ от 18.11.2009 № ВАС-13355/09 отказано в передаче для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС РФ)). В постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.03.2014 № Ф06-4128/13 по делу № А55-12200/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2013 № 08АП-891/13 судьи подтвердили правомерность признания расходов на основании кассовых чеков с неверно указанным ИНН.

Считаем, что Организация может попробовать признать для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение продуктов подотчетным лицом, при условии наличия надлежаще оформленных первичных документов (авансового отчета, приходного материального ордера, акта и т.п.). Однако это с высокой вероятностью приведет к спору с налоговыми органами. Правомерность своей позиции Организация в этом случае должна быть готова отстаивать в суде.

Напоминаем, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями в Минфин России по рассматриваемому вопросу. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или налоговым органом.

 

Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов 
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА 

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка