ГлавнаяСтатьи → Требование заказчика о заключении бумажного договора при электронной закупке является спорным

 

Требование заказчика о заключении бумажного договора при электронной закупке является спорным

Учреждение работает на основании положения о закупках, утвержденного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В положении содержится пункт о том, что порядок заключения договора по результатам закупки устанавливается в закупочной документации. Вправе ли заказчик установить в положении о закупке требование о заключении договора в форме бумажного документа, в том числе при проведении закупки в электронной форме?

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) основным документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке, утверждаемое самим заказчиком, которое и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. По смыслу приведенной нормы и ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ порядок заключения договора должен быть урегулирован именно в положении о закупке. Описанный же в вопросе механизм, при котором порядок заключения договора фактически детализируется лишь в документации о закупке, по нашему мнению, не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Однако в рамках настоящей консультации этот вопрос подробно не рассматривается.

Нормы Закона № 223-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, не предусматривают обязательного заключения договора в форме электронного документа по итогам закупки в электронной форме. Ни постановлением Правительства от 21.06.2012 № 616 “Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме”, принятым во исполнение ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, ни иными нормативными актами не определен порядок проведения процедур закупок в электронной форме.

Отсюда следует, что принципиально положение о закупке может содержать требования по оформлению договора, заключаемого по результатам закупки в электронной форме, в определенной форме (смотрите постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 № 17АП-3741/17). Так, например, п. 8.10 Положения о закупках товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного научного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства”, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 21.12.2015 № 958, прямо предусматривает, что все конкурентные процедуры закупок (за исключением закрытого конкурса), предусмотренные Положением, проводятся исключительно в электронном виде. При этом заключение договора осуществляется на бумажном носителе.

ФАС России в письме от 02.08.2012 № АК/24857 также указала на право заказчика выбрать любой способ удостоверения документов, необходимых для проведения закупки, если законодательством не установлено специальных требований к таким документам.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке требование о заключении договора в форме бумажного документа, в том числе при проведении закупки в электронной форме. Вместе с тем существует и противоположная точка зрения. Так Арбитражный суд Курганской области в решении от 23.11.2015 по делу № А34-5880/2015 указал, что “указанная в Законе № 223-ФЗ и постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 электронная форма закупки подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота. Именно в этом и состоит основная цель проведения торгов в электронной форме, предусмотренная законодателем. В противном случае проведение торгов в электронной форме, исключающее возможность личного взаимодействия с заказчиком торгов, теряет свой смысл. Таким образом, установив в извещениях возможность представления предложений на бумажном носителе, общество нарушило требования вышеуказанных норм права”. Отсутствие в правоприменительной практике единообразия по заданному вопросу не позволяет ответить на него однозначно.

В заключение отметим следующее. Пунктом 2 ст. 434 ГК РФ установлено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” информация в электронной форме, подписанная квалифицированной усиленной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Положение о закупке, утверждаемое заказчиком, нормативным правовым актом не является; законодательство не предусматривает, что заключаемый по итогам закупки в электронной форме договор должен заключаться на бумажном носителе. Приведенными обстоятельствами, как показывает практика, может обосновываться подход, признающий за участником закупки право направить заказчику договор, подписанный квалифицированной усиленной электронной подписью, даже в том случае, если в положении о закупке указано, что договор должен заключаться на бумажном носителе (смотрите постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2016 № Ф03-6263/15).

 

Ответ подготовил: Ложечникова Елена, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >>

 

Загрузка