ГлавнаяСтатьи → Подтвердит ли расходы самостоятельно разработанная форма ТТН?

 

Подтвердит ли расходы самостоятельно разработанная форма ТТН?

Доставка поставляемого товара (асфальта) производится за счет покупателя силами стороннего перевозчика, привлекаемого поставщиком. Расчеты с перевозчиком осуществляет поставщик, которому покупатель впоследствии возмещает данные расходы. Стоимость товара формируется без учета расходов поставщика на их доставку до покупателя. Из документов на перевозку организации-покупателю передается товарно-транспортная накладная (далее – ТТН), транспортная накладная (далее – ТН) не передается. Применяемая поставщиком форма ТТН не является унифицированной, но отвечает требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
Какие документы, кроме ТОРГ-12 и счета-фактуры, должен представить поставщик (ТН или ТТН)?
Если ТТН, то может ли поставщиком быть предоставлена самостоятельно разработанная форма?
Может ли покупатель принять НДС, предъявленный по услугам перевозки, к вычету и признать расходы на доставку товара в целях налогообложения прибыли организаций на основании предоставленной ТТН?

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни в понимании ст. 3 Закона № 402-ФЗ – это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Следовательно, операцию по доставке товара до покупателя с привлечением стороннего перевозчика поставщику в данном случае необходимо оформить первичным учетным документом.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

При этом формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (за исключением организаций государственного сектора) (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, что справедливо и для ТТН по унифицированной форме № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Вместе с тем отметим, что из Указаний по применению и заполнению ТТН, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, следует, что она оформляется грузоотправителем при осуществлении перевозки товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом с привлечением сторонней организации. ТТН выписывается в четырех экземплярах, один из которых передается грузополучателю для оприходования товарно-материальных ценностей.

Таким образом, полагаем, что поставщик-грузоотправитель в данном случае мог оформить операцию по доставке товаров до покупателя с привлечением стороннего перевозчика с помощью самостоятельно разработанной формы ТТН, удовлетворяющей требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ, и передать один экземпляр покупателю-грузополучателю.

Наряду с этим следует учитывать, что в настоящее время обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, отличных от Закона № 402-ФЗ (например, кассовые документы) (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (далее – Закон № 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, заключение договора перевозки груза подтверждается ТН, форма которой утверждена в качестве Приложения № 4 к Правилам (дополнительно смотрите также письма Минфина России от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918, от 30.04.2013 № 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014, от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36).

Поскольку форма ТН утверждена в силу требований гражданского законодательства, она является обязательной к применению независимо от факта оформления каких-либо иных документов, в частности ТТН.

Следовательно, если поставщик заключает договор перевозки груза, то возникает необходимость оформления ТН, один из экземпляров которой подлежит передаче грузополучателю (п. 9 Правил), которым, как мы поняли, в данном случае выступает организация-покупатель (ст. 2 Закона № 259-ФЗ).

 

2. Согласно абзацу второму п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных той же статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Конкретный перечень таких первичных документов не установлен. Полагаем, что в общем случае наличия самостоятельно разработанной в соответствии со ст. 9 Закона № 402-ФЗ формы ТТН, являющейся первичным учетным документом, достаточно для того, чтобы требование, установленное абзацем вторым п. 1 ст. 172 НК РФ, считалось выполненным при принятии налогоплательщиком к вычету НДС по транспортным услугам.

Вместе с тем заметим, что вопрос правомерности применения организацией-покупателем вычета НДС по транспортным услугам в данном случае изначально является спорным. Так, например, специалисты финансового ведомства в отношении аналогичной рассматриваемой ситуации указали, что у покупателя, перечислившего поставщику товаров денежные средства на возмещение расходов по их доставке, оснований для вычета сумм НДС, исчисленных поставщиком товаров при получении этих денежных средств, не имеется (письмо Минфина России от 06.02.2013 № 03-07-11/2568, дополнительно смотрите письма Минфина России от 21.03.2013 № 03-07-09/8906, от 15.08.2012 № 03-07-11/299).

Наличие такого рода разъяснений указывает на то, что правомерность применения налогового вычета в отношении транспортных услуг организация-покупатель должна быть готова отстаивать в том числе в судебном порядке. Полагаем, что в суде будет решаться и вопрос достаточности ТТН как первичного учетного документа для реализации права на вычет НДС. Оценить перспективы такого разбирательства мы не можем. При этом мы не исключаем, что полученная от поставщика в данном случае ТТН будет признана надлежащим первичным учетным документом для применения вычета покупателем.

Что касается налога на прибыль организаций, то в силу требований п. 1 ст. 252 НК РФ любые затраты для признания их при расчете налогооблагаемой прибыли должны быть документально подтверждены. Конкретный перечень документов, которые бы подтверждали затраты организации-покупателя на доставку товаров в данном случае, не установлен. При этом определено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Из ст. 313 НК РФ следует, что в качестве таковых выступают, в частности, первичные учетные документы.

В письме Минфина России от 19.08.2016 № 03-03-06/1/48738 также разъясняется, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик может учитывать фактически осуществленные расходы, подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Как уже отмечалось, полученная организацией в анализируемой ситуации ТТН отвечает требованиям, предъявляемым ст. 9 Закона № 402-ФЗ к первичным учетным документам, поэтому мы считаем, что она является надлежащим подтверждением затрат на доставку товаров до покупателя, которые он должен возместить поставщику, для целей налогообложения прибыли (смотрите также постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2017 № 20АП-1277/17).

На наш взгляд, при наличии ТТН факт отсутствия у покупателя ТН не может препятствовать признанию им в налоговом учете затрат на возмещение поставщику понесенных расходов на перевозку товара. Так, например, специалисты ФНС России в письме от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ указали, что в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличия надлежащим образом оформленного одного из документов: либо ТН, либо ТТН. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123.

Вместе с тем, по нашему мнению, данное обстоятельство создает определенные налоговые риски для покупателя. Например, в письме Минфина России от 02.11.2015 № 03-03-06/1/63124 представлен следующий вывод: в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза осуществляется на основании ТН. В этой связи ему все же следует добиться получения одного экземпляра ТН. Это, в частности, будет способствовать исключению признания недействительности осуществленным им хозяйственных операций.

 

Ответ подготовил: Волкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Игнатьев Дмитрий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат экономических наук

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Хотите перейти на ЭДО?
Поможем организовать юридически значимый документооборот с применением электронной подписи.
Оставить заявку >>

 

Загрузка