ГлавнаяСтатьи → Нужно ли применять онлайн-кассы в туризме?

 

Нужно ли применять онлайн-кассы в туризме?

Вид деятельности организации (ООО) – деятельность туристических агентств. В настоящее время организация не применяет контрольно-кассовую технику, а при расчетах с туристами, являющимися физическими лицами, выдает бланки строгой отчетности. Сайт турагентства в сети Интернет не содержит сервиса, позволяющего осуществлять расчеты с туристами.
До какого периода ООО может не применять кассовый аппарат в расчетах с туристами, продолжая пользоваться бланками строгой отчетности?

 

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В приведенной выше редакции нормы Закона № 54-ФЗ действуют с 15.07.2016 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 290-ФЗ).

Ряд переходных положений предусмотрен ст. 7 Закона № 290-ФЗ. Так, на основании ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Действовавшая до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ редакция Закона № 54-ФЗ предусматривала, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ)). Соответствующий порядок установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение № 359), утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163. В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (смотрите письмо Минфина России от 10.02.2017 № 03-01-15/7511).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) группировка “Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма” (класс 79) включает в себя деятельность туристических агентств, прежде всего занятых оказанием услуг в отношении путешествий, туров, перевозкой и размещением частных лиц и коммерческих клиентов, а также другие, связанные с путешествием услуги, включая услуги бронирования.

Таким образом, деятельность туристических агентств может быть отнесена к деятельности по оказанию услуг.

При этом необходимо учитывать, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Следует иметь в виду, что новая редакция Закона № 54-ФЗ определяет бланк строгой отчетности как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для бланков строгой отчетности – ККТ, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Автоматизированные системы для бланков строгой отчетности, являющиеся ККТ, применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 09.11.2016 №АС-4-20/21227@).

Мы полагаем, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) на основании ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, предусматривающей право не применять ККТ, на используемые в таком случае бланки строгой отчетности не должны распространяться требования новой редакции Закона № 54-ФЗ.

Следовательно, при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением № 359, что подтверждается разъяснениями, представленными в письме Минфина России от 27.12.2016 № 03-01-15/78348 (смотрите также письмо Минфина России от 22.02.2017 № 03-01-15/10470).

Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения № 359. Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения № 359). В случае формирования бланков строгой отчетности с использование автоматизированной системы для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение требований, предусмотренных п. 11 Положения № 359. Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения № 359).

Соответственно, для изготовления бланков строгой отчетности необходимо обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением № 359. Удовлетворять требованиям Закона № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ (являться ККТ) автоматизированная система не должна.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при осуществлении расчетов с туристами организация вправе не применять ККТ до 01.07.2018 (при условии выдачи бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ)).

 

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка