ГлавнаяСтатьи → Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах: указываем правильно

 

Идентификатор государственного контракта в счетах-фактурах: указываем правильно

Организация занимается оптовой торговлей. Организация продает промышленное оборудование, находится на общей системе налогообложения. В последнее время у организации появились заказчики, которые закупают у организации оборудование для поставки по госконтрактам.
Каков общий порядок указания информации по госконтрактам в счетах-фактурах?

 

Требования к счету-фактуре (корректировочному счету-фактуре), являющемуся основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету, установлены п.п. 5-6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ). Форма счета-фактуры и правила его заполнения (далее – Правила) установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость” (далее – Постановление № 1137).

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.04.2017 № 56-ФЗ (далее – Закон № 56-ФЗ) в ст. 169 НК РФ, постановлением Правительства РФ от 25.05.2017 № 625, в формы счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры включен новый обязательный реквизит – “идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)”, отражаемый по строке 8. С 1 июля 2017 года в этой строке, при наличии, должен быть указан идентификатор (пп. “н” п. 1 Правил) (Как указано в Заключении Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 28.03.2017 № 3.5-03/480 по проекту федерального закона № 48913-7 (впоследствии принятом как Закон № 56-ФЗ), вносимые изменения позволят проконтролировать отгрузку товаров (работ, услуг) в счет полученных из федерального бюджета авансовых платежей и усилить контроль за использованием средств федерального бюджета):
– государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
– договора или соглашения о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал.

Сам термин “идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)” (далее – Идентификатор), как и государственный контракт, налоговым законодательством не определен. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, указанное понятие в целях налогообложения применяется в том значении, в каком оно устанавливается в иных нормативно-правовых актах.

Государственный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Присвоение государственному контракту уникального идентификатора предусмотрено ст. 6.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон № 275-ФЗ) в отношении государственных контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа.

Помимо этого, идентификатор присваивается также контрактам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета, бюджетные инвестиции и иные источники бюджетного финансирования, перечисленные в ст. 5 Федерального закона от 19.12.2016 № 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов”, предусматривающей казначейское сопровождение бюджетных средств, выделяемых на оплату указанных контрактов. Присвоение Идентификатора в этих случаях предусмотрено “Правилами казначейского сопровождения…”, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1552 (далее – Правила) (Смотрите также Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.03.2017 № 5.1-01/662 по проекту федерального закона № 48913-7 “О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”. Помимо прочего, в этом заключении указано, что счет-фактура является строго формализованным документом, содержание которого определено пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Отсутствие в данном документе сведений, перечисленных в указанных пунктах для соответствующего вида счета-фактуры, является основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом). Согласно пп. “д” п. 7 Правил идентификатор подлежит указанию в договорах, платежных и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Из изложенного следует, что внесение Идентификатора в счет-фактуру в первую очередь направлено на контроль за расходованием бюджетных средств.

При этом ни ст. 169 НК РФ, ни положения Постановления № 1137 не содержат особенностей заполнения этой строки в счетах-фактурах поставщиками товаров (материалов, оборудования и т.п.), с которыми исполнитель госконтракта заключил договоры поставки.

Здесь следует отметить, что для целей Закона № 275-ФЗ используются следующие понятия (п.п. 3, 4 ст. 3 Закона № 275-ФЗ):
– головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (“головной исполнитель”) – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по гособоронзаказу;
– исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (“исполнитель”) – лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

В свою очередь, кооперация головного исполнителя или “кооперация” – это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями. Под контрактом понимается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения гособоронзаказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

При этом как на головного исполнителя, так и на исполнителя возложены обязанности по включению Идентификатора в контракты, заключаемые с исполнителями (другими исполнителями), а также в распоряжения. Согласно ч. 4 ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ Идентификатор указывается в распоряжениях в порядке, установленном Банком России для указания уникального идентификатора платежа. Кроме того, как головной исполнитель, так и исполнитель обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому, соответственно, госконтракту или контракту (п. 13 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Учитывая изложенное, считаем, что, безусловно, Идентификатор должен указываться в счете-фактуре лицом, являющимся головным исполнителем по госконтракту, а также стороной договора, предусматривающего казначейское сопровождение. Кроме того, полагаем, Идентификатор должен указываться в счете-фактуре лицом, являющимся исполнителем (соисполнителем) договора (контракта), отвечающего требованиям Закона № 275-ФЗ*(3). Повторим, в которых в обязательном порядке должен быть указан Идентификатор.

Поэтому, на наш взгляд, при решении вопроса о заполнении строки 8 счета-фактуры, прежде всего, следует исходить из самого факта “наличия” Идентификатора (что прямо следует из приведенных выше норм ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137). Представляется логичным, что при выставлении счета-фактуры по “обычному” договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), которому Идентификатор не присваивается, реквизит “Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)” не заполняется.

К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому в случаях, когда налогоплательщик располагает информацией об Идентификаторе, тем более если этот уникальный номер прямо указан в договоре (контракте) с покупателем (заказчиком), на сегодняшний день считаем целесообразным заполнять соответствующую строку в счете-фактуре.

 

Ответ подготовил: Лазарева Ирина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

 

Загрузка